Школы Купинского района

Школы Купинского района – вехи истории.

История развития образовательных учреждений в Купинском районе многогранна, прежде всего - это достижения учеников и учителей, памятные даты открытия новых школ и первых выпусков. Невозможно в одной статье отразить всю славную историю школ Купинского района, можно только вспомнить несколько фактов славного прошлого.  Как известно, первые школы на территории нашего Купинского района возникли еще в начале ХХ века. Это были школы основанные грамотными  жителями сел, школы церковно-приходские и школы начальной грамоты.

В списке населённых мест Томской губернии на 1911 год наряду с такими важными статическими сведениями, как число жителей, площадь обрабатываемых земель обязательно отмечалось наличие школы. К 1911 году в Купинской волости Каинского уезда Томской губернии  работали школы в Купино, Камышино (д. Камышная), Яркуле, Мальково, Заозерной, Медяково и др. О школе в селе Купино упоминает В. П. Вощинин в книге «На сибирском просторе». 

Первоначально учеников в школах, было немного так в 1907 году в Киргинцево начала работу школа грамоты, учились 8 детей[1]. Сначала занятия проводились на дому у жителей села, не хватало учителей, порой занятия прерывались на длительное время.  В 1929 году в Киргинцево было построено отдельное школьное помещение, представлявшая собой однокомнатную избушку. Она была построена из леса пожертвованного С. П. Чумакиным. Первой профессиональной учительницей была присланная районным руководством Гаменкова Евдокия Васильевна.

В 1911 году в Новоселье Сидор Бебешко организовал первую школу, познакомивший многих юных жителей села с основами грамоты[2].

    В 1909 году началось строительство церкви в Рождественке, но два года спустя на сельском было решено открыть в этом помещении школу. И в сентябре 1911года семь мальчиков пришли на занятия. Первой учительницей была Агафья Семеновна Шумилова.

   До 1916 года в селе Медякове дети не обучались грамоте. Школы не было. В 1916 году Степан Архипович Русинович решил обучать детей грамоте. Он ее еще в Белоруссии закончил 4 класса. Степан Архипович обучал детей на белорусском языке, сначала у себя дома, а затем в доме Вежновца Ефрема (его дом был больше). За обучение детей родители платили по пуду пшеницы и по возу дров в год.

На качественно новый уровень развития учреждения образования вышли в 20-30-е годы прошлого века. В конце двадцатых годов в Купино действовали следующие школы: № 1 – в центре, № 2 – ШКМ до 7 класса, еще одна школа располагалась на Крестьянской улице. На станции Купино была расположена самая большая школа, при ней действовал интернат, где проживали ученики с железнодорожных полустанков.  В 1936 году состоялся первый выпуск в 105 школе, в числе первых выпускников  были Ф. Р. Мишнев – доцент военной академии, А. Н. Величко- доцент новосибирского кооперативного института,  В. В. Янчевский -  главный редактор радиостанции «Юность».        

По мере развития школ возникли вопросы организационного  порядка, первоначально ещё до революции деятельность школ контролировалась  инспекцией народного просвещения администрации Каинского уезда Томской губернии.  В 20-30 гг. ХХ века, первоначально все вопросы, связанные со школами Купинского района (комплектование учительскими кадрами, обеспечение мебелью, оборудованием  и мебелью, контроль над учебным процессом и т. д.)  решались на уровне  райисполкома. Райисполком был занят решением многих вопросов социально- экономического и культурного развития, что создавало дополнительные организационные трудности. 

Для повышения эффективности деятельности учреждений образования, необходимо было создать особую структуру в системе райисполкома занятую  только сферой народного образования. З0 июля 1930 года при райисполкоме Купинского района  был создан отдел народного просвещения, на следующий год он был реорганизован  в отдел народного образования.

В 30-е годы первостепенной задачей отдела народного образования стало строительство новых школ и  повышение качества преподавания, а так же подготовка рабочих кадров для района. История учреждений среднего профессионального образования в Купинском района начинается с открытия в  начале 30-х гг прошлого века районной колхозной школы (РКШ).  В её стенах готовили трактористов, счетоводов, и ветеринарных работников. В декабре 1950 года РКШ получила свое новое название – школа механизаторов. Её основной задачей стала подготовка кадров для механизаторов для МТС юго-западной части Новосибирской области.   Выпускники Купинской школы механизаторов в дальнейшем трудились не только в Купинском, но  и в Здвинском, Краснозерском, Чановском  и других районах.   В дальнейшем школа механизаторов стала средним профессионально-техническим училищем- главной задачей которого стало подготовка рабочих кадров для сельскохозяйственного производства. В феврале 1964 СПТУ перешло в нынешнее двухэтажное здание, к 1977 году были построены общежития для учащихся. 

Развитие образовательных учреждений в 30-е годы прошлого века было успешным, увеличивалось количество школ и выпускников, больше средств выделялось на их финансирование.  На 1 сентября 1938 года в Купинском районе имелось 80 начальных школ с 6450 учащимися, 9 неполных средних школ с числом учащихся 2280 человек, 3 средние школы с 2260 учащимися. (Новосибирская область. Экономико – географическое описание. Н;1939 года. С 143). В последующие десятилетия количество учреждений образования увеличивалось, повышался их статус.  

В 50-60-е годы начинается новый этап в истории учреждений образования Купинского района – строятся новые школы, они оснащаются новым оборудованием.  В Купинском районе на 1 сентября 1957года действовало  89 школ, из них 6 средних школ (две в городе Купино, в селах Медяково, Новоключи, Копкуль) и 83 неполных средних школы. Количество учащихся около 8100 человек. В 1959 году школы всей страны переходят на новую программу обучения с обязательным производственным дополнением. Ученики должны были к окончанию школы получить еще и рабочую специальность. Производственное  обучение школьников города Купино обычно проходило для юношей на механическом заводе и строительном управлении № 4, для девушек в швейном цехе райпромкомбината и на МКК. По окончанию школы многие ученики смогли получить разряды токарей и столяров.  

В 1959 году ученики Новоключевской школы выступили с инициативой пойти работать в колхоз, сразу после получения аттестата. Эта инициатива получила большую поддержку по всей Новосибирской области.  22июля 1960 на заседании бюро обкома КПСС был обсуждён вопрос «О работе с выпускниками школ, пришедшими на работу в колхозы и совхозы области». Было отмечено, что в 1960 году движение выпускников школ по почину школьников села Новоключевского Купинского района стало массовым. На работу в колхозы и совхозы района выйдут 1,5 тысяч выпускников, причем подавляющее большинство из них в животноводство. 

Еще одна страница в истории каждой школы советского периода – это активное участие в культурной жизни своего населенного пункта. Увеличивается число кружков художественной самодеятельности, все чаще проводятся в праздничные дни концерты для жителей. 

В 50- 60-е г. в школах Купинского района работали такие известные далеко за пределами района заслуженные учителя – как заслуженные учителя школ РСФСР – Н. С. Мишарина (школа № 80) и Е. Д. Лукаш (Чаинская школа ). Своими успехами в развитии профессионального обучения была известна Новоключевская школа  её  директор  В. Н. Праведников.  В школе № 2 в 50-е годы начинают свой славный трудовой путь Н. И. Черкасова и Н. Г. Кривошта. 

В 60-х годы  главной задачей школ стало выполнение Закона СССР о всеобщем восьмилетнем образовании от 25 декабря 1958 года;  для решения этой задачи помимо традиционных форм обучения все больше стали чаще школьные и районные олимпиады – по большинству предметов, увеличилось число спортивных и географических площадок. В 60-70-е годы на новый уровень вышли спортивные соревнования между школами, ученики Купинского района чаще стали участвовать в спортивных соревнований областного уровня.

Успешная работа  школ Купинского района в 60-70 годы благоприятно повлияло в целом на социально-экономическое развитие района, так как многие ученики этого поколения, после получения высшего и среднего специального образования вернулись в родной район. Они успешно в сельское хозяйстве,  в промышленности, здравоохранении, образовании и друших сферах.



[1] ГАТО  Ф. 3. Оп. 44. Д. 3535. Л. 478

[2] ГАТО Ф. 3. Оп. 44. Д. 3535. Л. 65.  

 

 

Учителя школы № 2. 1956

Дейс Э Г. Черкасова Н. И, Рожкова Е. В. Иванченко Т. А., Кривошта Н. Г. 

Дополнительная информация